четверг, сентября 22

Буддийский храм. Инструкция-лайт


Собираясь посетить храм, одевайтесь подобающим образом. Одежда должна закрывать колени и плечи, обувь оставляется у входа.
Пользоваться камерой можно практически везде, но если хотите сфотографироваться с духовными лицами, то помните, что монахам и монахиням Южной ветви буддизма запрещено прикасаться к лицам противоположного пола.


Алтарь и подношения
Внутри храма находится алтарь с изображением Будды, лицо которого обращено на восток. Посетители храма приобретают у входа традиционные подношения - цветы лотоса, орхидеи, свечи и ароматические палочки, иногда пластинки сусального золота. Войдя, они присаживаются на колени лицом к алтарю (причем так, чтобы ноги не были обращены в  сторону алтаря, монахов и скульптур монахов) и складывают руки в жесте почтения, называемом "вай". После чего выкладывают цветы, поджигают и выставляют свечи и благовонные палочки. Количество палочек  регламентировано, ведь каждая из них имеет свой особый смысл: первая - означает самого Будду, вторая - его Учение (Дхарму), третья - сообщество монахов (Сангха). Потом верующие трижды касаются лбом пола, отдавая дань тем же трем основным составляющим их духовного учения. Золотые пластинки приклеивают к скульптурным изображениям Будды или монахов. Место для этого выбирают в соответствии с желаниями и чаяниями что-то получить или от чего-то избавиться.


"Сиамси" - палочки для предсказания
Многие тайцы приходят в храм, чтобы получить конкретный совет или рекомендацию. Инструментом для этого служат особые палочки - сиамси. Пронумерованные от 1 до 28, они помещены в стакан, который для гадания необходимо наклонить и потрясти, чтобы выпала одна палочка. Её номер соответствует одной из записок с текстом, размещенных на особом стенде. В этих записках в иносказательной форме содержатся наставления или пожелания, а также трактовка сложившейся ситуации. Если гадающий не согласен с полученным ответом, он, свернув листок с предсказанием в трубочку, привязывает его к дереву у входа в храм. Этим он показывает, что просит высшие силы пересмотреть свою судьбу.
Интересно, что Будда был категорически против заглядываний в линию судьбы, считая, что это отвлекает людей от реальной жизни и принятия своей участи, какова бы они ни была.


Амулеты
Нередко в буддийских храмах устраивают магазинчики по продаже амулетов. Так же, как и святая вода, они предназначены для охраны тела и души от внешнего негативного воздействия. Вообще, тайцы очень любят амулеты и носят их почти поголовно.


Веревочки и браслеты на руки
Кроме амулетов в буддийском храме можно познакомиться с традицией повязывания на запястье специальных ниточек или плетеных браслетиков. Их назначение - оберегать владельца или приносить удачу. Этот древний обычай связан с представлениями тайцев о двойственной природе сил, управляющих жизнью и смертью человека (кван и виньян). Чтобы вернуть жизненную силу заболевшему тайцу, в числе прочего следовало повязать ему веревочку на правую руку, а затем на левую - чтобы энергия снова не утекла. Намереваясь получить в храме такой оберег, мужчина садится перед монахом на колени и протягивает руку, а женщина подставляет сложенные лодочкой ладони. Любой желающий таким образом может стать обладателем подобного амулета.


Денежное дерево
Необычный для нас атрибут тайского буддийского храма. Основанием денежного дерева служит ствол банановой травы, в который втыкаются специальные шпажки с отверстием для денежных купюр. Такие деревья ставятся внутри храма, чтобы любой желающий мог добавить к дереву свою денежную "веточку". Иногда храму дарят уже "готовые" деревья. Эта необычная традиция уходит корнями  во времена жизни Будды, когда монахам было запрещено получать одежду непосредственно из рук мирян, и они могли пользоваться только брошенной  или саваном умерших. Поэтому люди стали оставлять приготовленную для монахов одежду в лесу или просто привязывали к веткам деревьев деньги.


Клетки с птицами и емкости с водными тварями
Согласно учению Будды, всякий поступок имеет адекватное воздаяние в этой или следующих жизнях. Поэтому, выпуская на волю всякую живность, буддист зарабатывает очки. Птичек выпускают в небо, рыбок, черепашек и улиток - обратно в воду. Как говорится, сделал доброе дело - гуляй смело!


Гирлянды из цветов
Эти гирлянды возлагают к статуям Будды и монахов-сподвижников, в знак выражения почтения и благодарности. Или подвешивают на лобовое стекло автомобиля, чтобы отогнать от него злых духов. А ещё такие гирлянды могут украшать дерево Бодхи, являющееся символом того дерева, под которым Будда достиг просветления более пяти веков тому назад. Поэтому дерево Бодхи - обязательный элемент любого буддийского храмового комплекса в Таиланде.


"Почетные" доски
Часто на стенах буддийских храмов установлены большие мраморные доски с рядами надписей. Это имена людей, на чьи пожертвования был построен храм. При возведении нового храма, как правило, любой желающий может стать жертвователем, приобретя за символические деньги фрагмент черепицы или облицовки. Взамен на обратной стороне своего дара можно поставить личную подпись.


Чаши и бутылки с водой
Традиционным элементом тайских буддийских храмов является "заряженная" вода, которая становится таковой путем чтения над ней мантр монахами и пропускания через специальный "зарядный" аппарат. "Заряженная" вода служит для умывания, лечения, окропления приходящих в храм верующих и их жилищ, а в особых случаях - для приготовлении пищи. 
Можно сказать, что тайская буддистская "заряженная" вода является аналогом христианской "святой воды".


Чаши с лотосами и кувшинками
Эти чаши - дань прекрасной легенде, согласно которой, в том месте, куда ступала ножка новорожденного Будды, появлялся цветок лотоса (лилии). Кроме того, и само растение - это уникальный природный символ, соединяющий собой три стихии: его корни – в земле, в грязи, стебель растет в воде, а благоухающий цветок на воздухе подставляет свои лепестки солнцу. Этим цветок символизирует развитие души от первобытной грязи и невежества материализма, через воды опыта, к солнечному сиянию совершенства. Чистый, незапятнанный грязью цветок лотоса ассоциируют с чистым и совершенным духом лучших из людей. Душа невежественного и темного человека - как нераскрывшийся лотос. Когда же человек наполняется сокровищами буддистского знания, цветок лотоса распускается и расцветает. Поэтому Будда изображается сидящим на раскрывшемся цветке лотоса.


Да обогатит вашу душу и вознесет ваш дух учение Будды!


По материалам русской газеты в Паттайе Инфосервис http://www.infothai.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий